Нынешние казаки - замечательный феномен. Они как ничто другое - ни байкеры, ни всяческие хиппи - демонстрируют глубочайший инфантилизм современного русского мужика. Ну ладно ещё молодёжь, но ведь пузатые дядьки гордо идут с лампасами и погонами. Просто пародия на "национальное возрождение" русских.
Впрочем, некоторые из них научились на этом всём рубить бабки, причём наши с вами бюджетные, тут мотивация вполне взрослая. Я тут как-то недавно соприкасался с пермским казачеством вплотную и немного попытался покопать. Ниже предлагаю свою статью на эту тему, опубликованную в газете "За человека".
Казачьи былины
…В ранней моей юности конца 80-х меня ужасно влекла казацкая романтика. Мы, тогдашние школьники, черпали её полной чашей из песенных творений знатного кошерного, то есть, тьфу, кошевого станичника Розенбаума. Так и остался в моей душе образ чего-то лихого, конно-шашечного и бесконечно вольного!.. И к тому же весьма для Перми далёкого и экзотического.Добрый казак по пикетам не шарабашится!..
Казаки восхищенно говорят, что в руках удалого полковника Анатолия Безматерных бумажка еще опаснее, чем шашка |
Кстати, о воле. Как я понял, она у пермских казаков диалектическим образом сочетается со строжайшей дисциплиной. И если ты нарушил дисциплину, то никакая воинская доблесть тебе уже не поможет. По крайней мере, так обстоят дела в Пермском городском казачьем обществе (ПГКО), подчинённом Волжскому войску. Вот свежий пример: заслуженного - я говорю это без всякой иронии - казака из входящей в ПГКО станицы Уральская Станислава Погорелого вынудили написать заявление о выходе из казаков.
Как современный пермский казак может себя проявить? Если отбросить всяческие джигитовку и баловство с шашками, то останутся немногочисленные действительно серьёзные дела, которыми занимаются казаки ПГКО: патрулирование улиц в составе Добровольных народных дружин (ДНД), а также воспитательная работа с трудными подростками. Так вот кошевой атаман станицы Уральская Станислав Погорелый имеет безупречную репутацию в этих делах, об этом говорят все - и товарищи, и начальство. Он известен как первый дружинник Дзержинского района г. Перми. В 2004-2005 гг. был командиром ДНД микрорайона Плоский. В 2007-2008 был офицером-воспитателем казачьего кадетского класса, причём все опекаемые им трудные подростки в итоге были сняты с учёта в милиции. За свои заслуги неоднократно получал почётные грамоты и благодарственные письма: "за добросовестное выполнение своих обязанностей и достигнутые высокие результаты по охране общественного порядка" - от главы администрации Дзержинского района, "за оказываемую помощь правоохранительным органам Прикамья" - от начальника краевого ГУВД Юрия Горлова, дважды "за достойный вклад в охрану общественного порядка в составе ДНД" - от начальника штаба ДНД г. Перми и одновременно атамана ПГКО Анатолия Безматерных, и др. Прошлой осенью войсковой атаман Волжского казачьего войска казачий генерал Борис Гусев присвоил Станиславу Погорелому казачий офицерский чин хорунжего.
За что же вдруг немилость и изгнание? А всё очень просто: 5 апреля сего года Погорелый принял участие в пикете под лозунгами нормализации межнациональных отношений в Карагайском районе и усиления работы правоохранительных органов в связи с тамошними русско-чеченскими неурядицами. Я могу предполагать, что критическими точками стали следующие. Во-первых, пикетчики имели дерзость указать на бездействие милиции и прокуратуры, не желающих принимать жёстких мер, в частности, в отношении активного участника известной карагайской драки милиционера Шамхана Арсаналиева. Во-вторых, пикет был проведён по инициативе сомнительных с официозной точки зрения общественных сил: национал-большевиков и Русского движения против нелегальной иммиграции.
Бойся, казак, пуще смертушки своей экстремизму лютого!..
В итоге ровно через месяц и.о. начальника Центра по противодействию экстремизму ГУВД по Пермскому краю Сергей Решетников посылает официальное письмо атаману ПГКО и городскому начальнику ДНД Анатолию Безматерных. Тому самому, который награждал казака Погорелого грамотами за достойную ратную службу в ДНД. В этом письме сообщается, что Погорелый Станислав Анатольевич, а также ещё трое казаков станицы Уральская "причастны к деятельности молодёжных группировок, пропагандирующих идеи, близкие к неонацизму". Что, используя статус члена ПГКО и ДНД, они проводят "активную пропаганду своей идеологии и привлечение новых членов". В связи с этим Сергей Решетников потребовал исключить указанных лиц из состава ПГКО и ДНД и изъять выданные им удостоверения.
Что делает мурманский милиционер на пенсии, а ноне вольный уральский казачий полковник Анатолий Безматерных, получив такие сигналы? Собирает атаманское правление, чтобы обсудить ситуацию? Созывает общий круг? Ведь все казачьи уставы однозначно гласят, что исключение казака, пусть даже по его собственному желанию, может осуществить только казачий круг. Однако, Безматерных пускает в ход не казачьи, а какие-то совсем иные уставы, более напоминающие иезуитские. Станиславу Погорелому недвусмысленно разъясняют положение и ставят перед выбором: либо он оставляет ПГКО, либо вся казачья станица Уральская будет признана экстремистским сообществом и распущена. В этих условиях Погорелый, конечно же, пишет заявление о выходе. Так сказать, сам погибай, а товарища выручай. Жаль, что самих товарищей такая ситуация устроила, и своего громкого казачьего слова они за Погорелого не сказали.
Сейчас 28-летний казак тяжело переживает происшедшее с ним. "Я отдал казачеству 5 лет своей жизни, - говорит Стас, - я абсолютно уверен в том, что не сделал ничего предосудительного. Просто выполнил свой гражданский долг, потому что то, что творится в Карагае, это безобразие… Я потрясён тем, как со мною обошлись".
Буквально через несколько дней милиция вопреки всем законам действительно изъяла выданные Погорелому удостоверения казака и дружинника, как того требовал Решетников. Я позвонил этому бесстрашному борцу с экстремизмом и спросил, как понимать всю эту историю, начиная с его письма. Сергей Анатольевич сначала делал вид, что не знает и не помнит, какое-такое письмо он писал с разоблачением казаческого неонацизма. Когда же я ему назвал номер, дату и процитировал текст, подполковник милиции Решетников разозлился и стал мне угрожать, что напишет и моему правозащитному начальству и тоже меня отовсюду исключат.
Негоже доброму атаману желаемое за действительное выдавать!..
После этого содержательного разговора я захотел поговорить с самим атаманом и главным пермским добровольным народным дружинником Анатолием Безматерных. Хотел спросить его о том, как же это он так казака-то своего лучшего сдал на поругание степным падальщикам. Заодно хотел затронуть и другие вопросики, которые бурно обсуждаются в казацких курилках. Например, отчего деньги, ежегодно выделяемые администрацией города на ДНД в размере около 2 миллионов 200 тысяч распределяются столь загадочным образом: 75% - городскому штабу ДНД в составе 6 человек, остальное - семи районным штабам в составе 900 человек? Об этой загадке мне говорили и в Департаменте общественной безопасности Администрации г. Перми, что ничего-то они с таким порядком дел, установленным атаманом Безматерных, поделать не могут. Хотел я попросить Анатолия Александровича и развеять глупые бабьи слухи о том, что его, якобы, многолетнего казацкого и ДНД-шного довольствия никак не хватило бы на покупку автомобиля Хендай Санта Фе, который он недавно приобрёл. Попросил бы я его разогнать и разносимые досужими болтунами совсем уже непристойные байки о том, что, мол, раздаривает атаман Безматерных налево и направо пермскому милицейскому начальству казацкие медали, нагайки и шашки, приобретаемые им на те самые бюджетные деньги ДНД. Ну, ещё хотел узнать, почему за получение казачьего чина сдают казаки атаману Безматерных по тысяче рублей - отчего так мало, не досадно ли лихому атаману и бывшему офицеру милиции по рваному косарю с папахи тягать?! А ещё любопытно знать, кто те засекреченные казачки, что положенное ДНД-шное довольствие от атамана Безматерных получают согласно имеющихся у меня ведомостей, а в охране общественного порядка участия не принимают и даже в списках ДНД не числятся. Между делом поинтересовался бы я и тем, почему он издаёт незаконные приказы об освобождении от должности такого же как я чрезмерно любознательного начальника штаба ДНД Дзержинского района Валерия Максимова, так что Департамент общественной безопасности города вынужден вмешиваться, утихомиривать разошедшегося атамана и разъяснять всем добрым христианам, что приказ этот необоснован и законной силы не имеет. Ну, и про многие другие смешные введённые атаманом казацкие штучки я спросил бы, наподобие того, отчего это на удостоверение ДНД-шника в казачьей форме могут фотографироваться только и исключительно казаки Волжского казачьего войска? Другим, значится, только в лаптях и домашних портках можно? Мне как правозащитнику в пору трубить о попираемых правах казацкого человека!
Эх, тяжёло с этими вольными казачьими атаманами. Очень уж горды и независимы. Недаром же говорится издавна у казаков: "Не страшитесь смерти, страшитесь конца бесславного, беспокаянного за грех предательства, трусости духа и беспамятства!".